Наталья Гундарева. Несладкая женщина 12+

Почему Наталья Гундарева так и не познала счастья материнства?

Почему Наталья Гундарева так и не познала счастья материнства?
Автор: © kino-teatr.ru

Конец 90-х. Лето. На несколько дней Наталья Гундарева прилетает на гастроли в Израиль. Изматывающая 40-градусная жара в первый же день доводит её до критического состояния. Публика уже заполнила зал, а Наталья лежит за кулисами и врачи категорически настаивают на её госпитализации. И когда вопрос уже был окончательно решён, она вдруг сказала: "Нет, я буду играть".

 

 

"Наташа вышла и сыграла, и настолько это было талантливо, искромётно... Это было какое-то чудо, на овацию она сыграла, причём на абсолютной импровизации. Зашла за кулисы – и всё… Потом её отвезли в номер, а мы всю ночь там дежурили и смотрели – как она", – вспоминает Игорь Костолевский. В тот раз всё обошлось. Но таких историй в жизни актрисы Гундаревой наберётся не один десяток, ведь главным делом для неё всегда была работа. Ради неё она пожертвовала многим.

После роли многодетной матери в фильме "Однажды 20 лет спустя" Наталье Гундаревой мешками приходили письма со всей страны. Женщины признавались, что глядя на неё, они решились рожать и благодарили Наталью за пример, который она им подала. Хотя у самой актрисы детей не было. В середине 70-х Наталья могла стать матерью, но в тот момент ей впервые предложили сразу несколько главных ролей в театре и кино, и Гундарева прервала беременность. Позже, в одном из своих интервью Наталья признавалась: "Пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия, мне их заменяет театр".

Почти 30 лет Наталья Гундарева без преувеличения царствовала в театре Маяковского. Театр был для неё всем – домом, семьёй, любимым увлечением, хотя актрисой Гундарева стала случайно. Родители Натальи развелись, когда она была ещё маленькая. По совету мамы в последних классах она перевелась учиться в вечернюю школу и пошла работать чертёжницей. Потом поступала в МИСИ. Но стать инженером Гундаревой не дал актёр Виктор Павлов, с которым она познакомилась в самодеятельном театре. Он уговорил Наталью попробовать поступить в Щукинское училище. Поскольку в тот момент её мама была в отъезде, Наташа решилась и с лёгкостью прошла конкурс в 250 человек на место.

В документальном фильме зрители увидят редкие кадры архивного видео – отрывки из её интервью, выступление студентки Натальи Гундаревой в театральном училище, услышат воспоминания о ней однокурсников и педагогов. Все, кто знали Гундареву ещё студенткой, в один голос утверждают, что она уже тогда была большой актрисой.

После выхода на экраны фильма "Одиноким предоставляется общежитие" людская молва поженила Наталью Гундареву и Александра Михайлова. Так же, как потом все были уверены в её романах с Сергеем Шакуровым и Виктором Проскуриным. Но все эти актёры были её возлюбленными лишь на экране. А в жизни Наталья, влюбляясь, отдавалась этому чувству вся, без остатка. Она была трижды замужем. Сразу после института Гундареву пригласили на пробы к режиссёру Леониду Хейфецу, и Наталья покорила его мгновенно. Ей было 24, ему 38 лет. Вскоре они сыграли свадьбу в ресторане "Пекин". Невеста была без фаты и в зелёном платье, зато совершенно счастлива и любима.

Через шесть лет Хейфец и Гундарева развелись, и у Натальи начался роман с коллегой по театру актёром Виктором Корешковым. Она играла с ним любовные сцены в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда", а потом вышла за него замуж. Но второй брак продлился меньше года. Гундаревой исполнилось 38 лет, когда она вышла замуж за актёра Михаила Филиппова. Прежде чем начались их отношения, они много лет работали вместе, но у каждого была своя личная жизнь. В своей книге, посвящённой Наталье, Михаил пишет: "Очень вовремя мы встретились, жаль, что поздно". Гундарева прожила с Филипповым 19 лет, она называла Михаила своим единственным супругом. В 2001 году, когда Наталья заболела, Михаил буквально не отходил от неё. Охранял от назойливых журналистов, помогал учиться ходить заново.

В одном из последних интервью Наталья Гундарева сказала: "Душа-то весёлая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Жизнь – это всё-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем... Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки...". Наталья Гундарева ушла из жизни, прожив всего 56 лет. Но этого хватило ей для того, чтобы остаться в памяти миллионов зрителей великой актрисой и замечательным человеком.

Некоторые участники фильма рассказывают о своих личных впечатлениях от общения с Натальей Гундаревой.

Светлана Немоляева, актриса:

– Наташа по своим внешним и внутренним данным – русская красавица. Она была очень самодостаточная, независимая, единственная, на кого главный режиссёр театра никогда не повышал голоса. Это было предметом страшной зависти, потому что на всех нас кричали, а на неё – никогда. Как только начинала работу, сразу заводила тетрадку, переписывала в неё свою роль и заносила все режиссёрские замечания и пометки. Если Гончаров начинал с ней спорить, она говорила: "Нет-нет, Андрей Александрович, у меня записано, что вы сказали мне идти в ту сторону и занять такую-то мизансцену". В общем, это была индивидуальность, личность и большой-большой талант. В театре её вспоминают очень многие, и забыть её невозможно.

Дмитрий Брусникин, актёр, режиссёр:

–  Наташа была настолько уникальная актриса и незаменимый человек, что место её до сих пор свободно и его никогда никто не займёт. У неё не было никакого амплуа, она могла быть и смешной, и красивой, и сексуальной, и какой угодно. Она была правдивой, жизненной – вот и всё. Я работал с Наташей  в "Петербургских тайнах" – длинном сериале режиссёров Леонида Пчёлкина и Вадима Зобина. А потом мы с Пчёлкиным вдвоём сделали сериал "Саломея", где Наташа играла как актриса, а я уже был режиссёром. Она была абсолютно послушна, никогда не болела звёздной болезнью, на площадке занималась делом, была всегда готова к работе. Очень любила порядок и точность, была суперпрофессионалом. Раньше существовала такая традиция: когда актёр заканчивал сниматься, он накрывал стол. В общем-то, никто этого правила уже не соблюдал, а Наташа продолжала это делать. Она накрыла столы, пригласила к столу осветителей, звукооператоров, режиссёров, артистов, массовку, и все отмечали её последний съёмочный день. Она была королевой…