Зинаида Шарко. В гордом одиночестве 12+

Почему Зинаида Шарко так и не вышла замуж?

Почему Зинаида Шарко так и не вышла замуж?

Этот фильм – о судьбе замечательной русской актрисы, посвятившей всю свою жизнь театру. Многие героини Зинаиды Шарко задыхались без любви. Да и она сама долгие годы провела в поисках счастья. Её благосклонности искали красивые и талантливые мужчины, но она так и не решилась связать себя узами брака. Что мешало: преданность профессии? Боязнь потерять личную свободу? Особенности характера?

Первую большую роль в кино она сыграла, когда ей было уже за сорок. Главных ролей за всю жизнь у неё было всего две – в фильме Киры Муратовой "Долгие проводы" и в "Фантазиях Фарятьева". Однако, интерес публики к ней всегда был огромным и с годами только увеличивался. Настоящую славу актрисе принёс театр. Её звучная, как выстрел, фамилия, необычные черты лица, тембр голоса, а главное, ни на кого не похожая манера игры, притягивали и делали запоминающейся любую, даже самую маленькую роль. У Зинаиды Шарко всегда был свой неподражаемый стиль. И не только на сцене. На зарубежных гастролях, актёры экономили на всём, перебивались консервами, и только она на скудные гонорары вкусно питалась в ресторанах, а остатки денег тратила на подарки.

В БДТ под руководством Товстоногова Зинаида Шарко прослужила полвека и имя своего учителя всегда произносила с благоговением. "Великий Гога" – так звали Товстоногова в театре – высоко ценил её, несмотря на сложный характер. А боевой характер был у Зины с детства. Во время войны она девочкой выступала в госпиталях перед тяжелоранеными. После школы, наперекор родителям, пошла "в артистки".

Авторы документального фильма "Зинаида Шарко. В гордом одиночестве" внимательно, шаг за шагом, исследуют этапы её творческой биографии. Почему, приехав поступать во МХАТ, девушка внезапно изменила своё решение и в одночасье уехала из Москвы? Как складывалась её артистическая карьера после окончания Ленинградского театрального института? Правда ли, что молодая и перспективная актриса отказалась работать с выдающимся театральным режиссёром Николаем Акимовым?

В начале 60-х годов театралы всей страны специально приезжали в Ленинград посмотреть спектакль "Пять вечеров" с Шарко и Копеляном. Эта её роль попала в учебники по истории театра и до сих пор считается непревзойдённой. Актриса не была в ней роковой красавицей, хоть за кулисами её и называли "мисс лучшие ножки Ленинграда".

Многие персонажи, которых играла Шарко, были не устроены в личной жизни. Почти всегда находились на грани нервного срыва. Она понимала своих героинь. Обычного тихого счастья в собственной жизни актриса тоже не нашла. Почему Шарко ни разу официально не выходила замуж? – задаются вопросом авторы фильма. Оба её гражданских супруга были талантливыми и красивыми мужчинами. Яркий, крупный, уверенный в себе актёр и режиссёр Игорь Владимиров был объектом воздыхания многих ленинградских красавиц. У Шарко и Владимирова родился сын Иван, но союз оказался непрочным. Гражданский муж был патологически ревнив и держал Зинаиду в ежовых рукавицах. Но, как выяснилось, сам был ходоком. Однажды Зина нашла записную книжку со списком его дон-жуанских побед: проводница, официантка, машинистка… Тогда и родилась её известная фраза: из твоих девиц мог бы выйти третьесортный бордель, а из моих мужиков – лучший театр в Европе! Они расстались, когда Ивану исполнилось 7 лет. Владимиров ушёл к Алисе Фрейндлих, с которой тайно встречался, и они официально поженились.

Вторым мужем Зинаиды Шарко стал её партнёр по сцене Сергей Юрский. Они прожили в гражданском браке те же 7 лет. После чего Юрский стал официальным мужем актрисы Натальи Теняковой. А Зинаида Шарко, расставшись с Юрским, выбрала одиночество. Что произошло между ними? Из-за чего они расстались? Почему, даже не перешагнув сорокалетний рубеж, она дала себе слово больше ни с кем не связывать свою жизнь?

Более 40 лет актриса жила одна в однокомнатной квартире на тихой окраине Санкт-Петербурга. Зинаида Максимовна отказалась переехать в дом сына даже после тяжёлой онкологической операции. Жить по собственным правилам – была ли это одна из тех привычек, с которыми Шарко не собиралась расставаться в угоду возрасту и здоровью? Или признак фирменного стиля, отражавшего её индивидуальность?