Документальные летописи войны 12+

Первый фронтовой высотный истребитель МиГ-3

Истребители МиГ-3 на подмосковном аэродроме
Автор: Олег Кнорринг/РИА Новости

В 1938 году в конструкторском бюро Поликарпова создаётся скоростной моноплан И-180. Однако при проведении первого испытательного полёта нового истребителя на Центральном аэродроме погибает Валерий Чкалов. Это обстоятельство бросает тень на самолёт и на монопланную схему в целом. Но Поликарпов не спешит расставаться с данным типом истребителей, упорно выжимая из двукрылых конструкций последние запасы лётных характеристик. Доводы в пользу бипланов достаточно веские – высокая маневренность, простота управления, лояльность к ошибкам пилотирования. Однако ограничение по максимальной скорости всё же заставляет инженеров искать новые решения.

МиГ-1

Конструкторским бюро было поручено заняться скоростными и хорошо вооружёнными истребителями. Целью являлось создание самолёта, который по всем параметрам превосходил бы истребители люфтваффе. Эскизный проект новой машины – И-200 был готов к ноябрю 1939 года.

В основу конструкции И-200 положено чёткое разделение самолёта на законченные конструктивные и производственные агрегаты. Отъёмные консоли, разъёмный фюзеляж и одностоечное шасси с достаточно простой кинематикой позволяли обеспечить параллельную сборку агрегатов на разных стендах и удобную сборку на конвейере. Небольшое количество весьма простых соединений позволяло легко и быстро заменять неисправные части даже в полевых условиях.

Самолёт получил двигатель АМ-35А мощностью 1350 лошадиных сил. Максимальная скорость истребителя на высоте 7000 метров – 628 километров в час, дальность полёта – 784 километров. В перегрузочном варианте с бомбами самолёт можно было применять как штурмовик, а с подвесными баками – как истребитель сопровождения.

Первый вылет нового самолёта состоялся 5 апреля 1940 года. И-200 был единственным истребителем, прошедшим госиспытания с первого раза. За время заводских и государственных тестов не было потеряно ни одного самолёта и ни одного лётчика.

С весны 1941 года новый истребитель, получивший название МиГ-1 (истребитель Микояна и Гуревича первый), поступил на вооружение советской армии. Всего было изготовлено 100 самолётов первой серии. Однако в процессе эксплуатации выявились несовершенства МиГ-1. Устранение недостатков привело к появлению модифицированного самолёта, получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в декабре 1940 года.

МиГ-3

Постановлением СНК от 2 октября 1940 года принято решение об увеличении дальности полёта всех внедряемых в серийное производство и вновь проектируемых истребителей. В связи с этим в ОКБ Микояна и Гуревича на основе МиГ-1 был создан одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик МиГ-3. 20 декабря 1940 года новый самолёт полностью сменил МиГ-1 в серийном производстве.

МиГ-3 получил мотор АМ-35А взлётной мощностью 1350 лошадиных сил. Время виража составляло 26-27 секунд. Несмотря на значительный взлётный вес — 3350 килограммов, скорость МиГ-3 на высоте 7000 метров достигала 640 километров в час. Для своего времени это была наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6000 метров самолёт Микояна и Гуревича был по маневренности лучше других истребителей. Но при этом скороподъёмность машины ухудшилась, и высоту 8000 метров самолёт стал набирать на 1,71 минуты дольше. Также недовольство испытателей вызвала плохая приёмистость мотора АМ-35А.

МиГ-3 имел передовое для своего времени оснащение. На нём, первом из серийных советских истребителей, было установлено кислородное оборудование, которое располагалось в кабине и состояло из прибора КПА-3бис, баллона на 4 литра, маски со шлангом.

На вооружении истребителя находились два синхронных пулемёта ШКАС калибра 7,62 миллиметра и один синхронный пулемёт БС калибра 12,7 миллиметра. Они были установлены неподвижно в передней части фюзеляжа над мотором. Под крыльями предусматривались четыре пары бомбодержателей. На внутренние подвешивались по две бомбы калибром по 100 килограммов, на внешние – две бомбы по 50 килограммов. Также имелась возможность установки неуправляемых реактивных снарядов РС-82.

Летом 1941 года для обеспечения лучших лётных характеристик истребителя МиГ-3 на малых высотах, на машине был установлен двигатель АМ-38 взлётной мощностью 1600 лошадиных сил. Также на нём были установлены две синхронные пушки ШВАК калибра 20 миллиметров.

МиГи понесли наиболее ощутимые потери в первые дни войны. Из 917 самолётов пяти западных округов через двое суток остались лишь 234 машины. Наибольший урон был нанесён девятой смешанной авиационной дивизии. В её расположении накануне войны находилось 37 самолетов МиГ-1 и 196 МиГ-3 – к 25 июня дивизия потеряла все истребители, успев сбить 85 машин люфтваффе.

Именно на МиГ-3 был совершён первый воздушный таран. 22 июня 1941 года в 4:15 утра после первых выстрелов по врагу у младшего лейтенанта Дмитрия Кокорева замолчали пулемёты (по некоторым данным, на машине вовсе отсутствовали боеприпасы). Пилот, не видя другого выхода, пошёл на таран и винтом отрубил киль стабилизатора самолёта противника, после чего Кокорев благополучно посадил повреждённый МиГ-3. Впоследствии лейтенант сбил ещё пять немецких самолётов, 12 октября его МиГ попал под зенитный обстрел, лётчик погиб.

МиГ-3 использовался на фронте в различных вариантах. Его основные качества – большой потолок в 12 тысяч метров и скорость на высотах более 5000 метров позволяли советским пилотам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками люфтваффе. Однако МиГ-3 был недостаточно освоен строевыми лётчиками, переучивание большинства их ещё не было завершено, и возможности самолётов не всегда использовались. Он нашёл себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок и скорость на высотах были решающими. Так МиГ-3 в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя столицу.

МиГами было полностью или частично перевооружено 16 авиаполков. Всего Красная Армия получила 3172 самолёта МиГ-3. На этом же самолёте в начале войны летал и одержал свою первую победу – сбил немецкий Ме-109Е – советский ас Александр Покрышкин.

Однако выпуск этих машин длился недолго. Проблема была в отсутствии двигателей. Авиамотор АМ-35А изготавливали на тех же заводах, что и АМ-38, идущий на комплектацию летающих танков Ил-2. В то время штурмовики были нужнее, чем истребители, по крайней мере, так решил председатель Государственного комитета обороны. "Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесёт за это кару. Предупреждаю последний раз", – сообщил в телеграмме заводу Сталин. Получив послание, авиазавод принял решение прекратить производство МиГ-3 23 декабря 1941 года.

Георгий Коровин, Елена Скутнева. TVC.RU