Закулисные войны 12+

Что за кара настигла Филатова за травлю Эфроса, и как он пытался искупить свою вину?

Что за кара настигла Филатова за травлю Эфроса, и как он пытался искупить свою вину?
Автор: RussianLook

В 1984 году в театре на Таганке произошёл грандиозный скандал: на место главного режиссёра, "вечного диссидента" Юрия Любимова, лишённого советского гражданства, назначили бывшего режиссёра театра на Малой Бронной Анатолия Эфроса. Эфрос пришёл, чтобы работать, но актёры с первых минут объявили ему бойкот. Они не простили ему того, что он занял место их кумира. И тогда коллектив театра начал травить нового главного режиссёра. Одним из самых ярых противников Эфроса был Леонид Филатов. Как ни пытался режиссёр наладить отношения с Филатовым, как ни приглашал на роль Васьки Пепла в пьесе "На дне", актёр упорно отказывался. Из дневника Леонида Филатова: "Его внесли бы в театр на руках. Если б только он пришёл по-другому. Не с начальством. Это все понимали. Но при этом все ощетинились".

 

 

Действительно, не только Леонид демонстрировал свою неприязнь к новому главному режиссёру. "Во время репетиций кто-то резал его дублёнку, кто-то прокалывал шины его автомобиля, кто-то приходил к нему домой: перед тем как ему идти на репетицию, подпирали дверь ему… Кол специально приносили, чтобы он не мог оттуда выйти, попасть в театр. Письма всякие на него анонимные шли", – вспоминает писатель и журналист Фёдор Раззаков.

В итоге Анатолий Эфрос попал в больницу с инфарктом, и премьера пьесы "На дне" прошла без него… Думаете, это конец истории? Ничего подобного! Леонид Филатов вместе с Вениамином Смеховым и Виталием Шапошниковым демонстративно покинули Таганку, перейдя в "Современник"… Какой скандал разгорелся на вечере, посвящённом дню рождения "Современника"? Как поступил Эфрос со своими обидчиками? Что за кара настигла Филатова за травлю режиссёра и как он пытался искупить свою вину?

Другой пример закулисной войны случился во МХАТе. В конце 80-х художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пытался реорганизовать театр, проводил невиданные реформы. Ефремов утверждал на худсовете: труппа в 160 человек – это огромный неповоротливый организм, балласт. А от балласта надо избавляться… Большинство высказалось против идеи Олега Николаевича разделить труппу на две части. Начались волнения. Против Ефремова выступали многие, но главной движущей силой противостояния была актриса Татьяна Доронина. Это была настоящая закулисная битва, в которой не обошлось без "жертв": во время одного из очередных собраний стало плохо актёру Леониду Харитонову, Елена Королёва пыталась покончить жизнь самоубийством… Однако ни одна сторона не хотела сдаваться. Доронина предлагала Ефремову не разрушать МХАТ, а уйти прочь со своей командой, создать новый театр и проводить там свои новаторские эксперименты. Но ему-то нужен был только МХАТ…

За какую роль в БДТ боролись Олег Борисов и Олег Басилашвили? Как Фаина Раневская подарила роль в спектакле "Странная миссис Сэвидж" Любови Орловой, а потом не находила себе места от ревности? За что Орлова так никогда и не простила Веру Марецкую? Как роль Гамлета в театре на Таганке  поссорила друзей – Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина?

Юлия Палагина